Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В России с восьмидесятых годов прошлого века началась либерализация внешнеэкономической деятельности, что значительно расширило круг лиц, имеющих право выхода на внешний рынок. Однако, не все перемещения товаров через таможенную границу связаны с внешнеторговой деятельностью. Физические лица также перемещают товары для собственных нужд, и с ростом этой практики возросла необходимость в правовом регулировании порядка перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами для личных целей. Для решения этой проблемы были разработаны новые нормативные правовые акты. Так, с 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, а с 06.07.2010 - Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза. Кроме того, с 29.12.2010 года начал действовать Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Однако, несмотря на разработку таможенного права, решение многих проблем в данной сфере до сих пор не найдено. Правоприменительная практика постоянно фиксирует нерешенность многих вопросов, связанных с перемещением товаров физическими лицами через таможенную границу.
Недавно был принят новый Таможенный кодекс Таможенного союза, но он не решил всех проблем в области таможенного дела. Одной из них является перемещение товаров через таможенную границу России физическими лицами для личного пользования. Хотя это не приносит значительных доходов в государственный бюджет и не является источником большой собираемости таможенных платежей, такое перемещение довольно распространено в таможенном деле и государству необходимо учитывать это явление. В настоящее время перемещение товаров через таможенную границу России физическими лицами для личного пользования регулируется Правилами перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, которые были утверждены решением Комиссии Таможенного союза в 2010 году.
Каждый день многие люди пересекают границу между Россией и Таможенным союзом в различных пунктах пропуска, таких как аэропорты, порты, автомобильные и пешеходные границы. Они могут путешествовать как туристы или для деловых, научных, семейных и других целей, и привозят с собой разнообразные товары в своем багаже.
В настоящее время многие бывшие соотечественники и другие люди выбирают Российскую Федерацию в качестве своего нового постоянного места жительства. Они пересекают таможенную границу со своим имуществом, включая автомобили. Государство возложило на федеральные органы, ответственные за таможенные вопросы, задачи по организации таможенного контроля во время таких перемещений, предотвращению контрабанды и нарушений таможенных правил, взиманию таможенных платежей в необходимых случаях, а также оптимизации времени и затрат физических лиц при прохождении таможенных процедур. Таможенный контроль - это процесс, который проводится при пересечении границы с целью защиты экономики государства, предотвращения контрабанды и нарушений таможенных правил.
Выбранная тема, связанная с регулированием отношений между таможенными органами стран-членов таможенного союза ЕврАзЭС, является актуальной. Это связано с тенденцией увеличения ввоза товаров и транспортных средств физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза и Российской Федерации. Проблема заключается в том, что большинство граждан не обладают достаточными юридическими знаниями и не знакомы с правилами ввоза, которые в настоящее время существенно изменились. Это приводит к необходимости регулирования отношений между таможенными органами стран-членов таможенного союза ЕврАзЭС. Для решения этой проблемы Межгосударственным Советом ЕврАзЭС и Комиссией Таможенного союза был установлен особый порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами. Это позволит сократить время на таможенное оформление граждан и улучшить работу таможенных органов.
Теоретические основы экономико-правовой деятельности государства в таможенной сфере являются важным направлением исследований. Многие ученые, такие как А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, Н.М. Блинов, В.П. Божьев, К.Г. Борисов, М.В. Ванин, Б.Н. Габричидзе, В.Г. Драганов, А.Д. Ершов, Ф.О. Истомин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, А.Н. Козырин, К.А. Корняков, Л.А. Лозбенко, В.В. Маклаков, А.Н. Мячин, А.Ф. Ноздрачев, А.Ю. Певнев, М.М. Рассолов, В.Н. Ревин, Ю.Н. Старилов, В.В. Шпагин, Л.М. Энтин, А.Н. Яцушко и другие, изучали эту тему.
При подготовке дипломной работы по таможенному делу важно уделить внимание специальной литературе. Среди наиболее полезных книг можно выделить учебники Х.А.Андриашина и В.Г.Свинухова, посвященные таможенному делу, а также комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации и Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, написанные Л.А. Лозбенко. Кроме того, стоит обратить внимание на книги, посвященные таможенному праву России, автором которых является А.Н. Козырин.
Надо учесть, что эта работа была написана на основе таможенного законодательства России, а сейчас перемещение товаров физическими лицами регулируется законодательством Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Таможенный союз действует недолго, поэтому научных работ по этой теме пока не так много. Однако, Ф.О. Истомин и А. Певнев провели анализ Соглашения Таможенного союза о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, что заслуживает особого внимания.
В данном исследовании рассматриваются общественные отношения, которые возникают при пересечении таможенной границы физическими лицами с товаром или транспортным средством для личного пользования. Основное внимание уделяется деятельности таможенных органов в процессе таможенного оформления и контроля перемещаемых товаров и транспортных средств.
Данное исследование направлено на изучение основ таможенного регулирования для перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза в целом.
Для этого были поставлены следующие задачи:
во-первых, разъяснить основные понятия, используемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и РФ;
во-вторых, проанализировать таможенное законодательство, регулирующее перемещение товаров физическими лицами в соответствии с действующим законодательством Таможенного союза ЕврАзЭС;
в-третьих, изучить особенности процедуры перемещения и таможенного оформления транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования;
и, в-четвертых, проанализировать порядок и условия уплаты таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами.
Глава 1. Правовое регулирование порядка перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС
1.1 Характеристика основных понятий, применяемых при перемещении физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и Российской Федерации
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 4 ТК ТС), термин "товар" включает в себя любое движимое имущество, которое пересекает таможенную границу, включая носители информации, валюту государств-членов Таможенного союза, ценные бумаги и валютные ценности, дорожные чеки, электрическую и другие виды энергии, а также другие перемещаемые вещи, которые приравниваются к недвижимому имуществу.
Кодекс таможенного союза определяет, что товары, предназначенные для личного использования, могут быть перемещены через таможенную границу. Эти товары не должны использоваться для предпринимательской деятельности и должны удовлетворять потребности физических лиц. Они могут быть перемещены через границу в багаже пассажиров, в международных почтовых отправлениях или иным способом
ТК ТС определяет транспортные средства, которые будут рассматриваться в контексте дипломной работы. Это включает в себя автомобили, мотоциклы, прицепы, водные и воздушные суда, а также запчасти, принадлежности и оборудование, которые находятся в собственности или владении физического лица и используются исключительно для личных целей.
Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) определяет товары для личных целей физических лиц как неделимые товары для личного пользования, которые могут быть как сопровождаемыми, так и несопровождаемыми багажом.
Неделимым товаром для личного пользования считается товар, который весит более 35 килограммов и состоит из одной единицы или комплекта товаров. Это означает, что если вы покупаете товар, который весит более 35 килограммов, то он будет считаться неделимым товаром для личного пользования.
Сопровождаемый багаж - это предметы личного пользования, которые физическое лицо переносит через таможенную границу вместе с собой, включая ручную кладь.
Несопровождаемый багаж - это предметы личного пользования, которые принадлежат физическому лицу, но перевозятся перевозчиком при въезде или выезде физического лица на или с территории Таможенного союза.
В законодательстве таможенного союза не определено понятие физического лица. Однако, это понятие может быть легально конкретизировано в соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 ТК ТС. В Таможенном союзе существуют определенные понятия, которые описаны в Техническом регламенте. Однако, если какое-либо понятие не определено в ТК ТС, то оно используется в каждой стране-члене союза в соответствии с ее законодательством. Например, в России такие понятия используются в соответствии с законодательством о налогах и сборах, гражданским законодательством, законодательством об административных правонарушениях и другими законодательными актами.
Для того, чтобы определить, кто относится к категории "физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации", необходимо обратиться к Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В этом законе статус постоянно проживающих в России граждан определяется понятием "место жительства". Согласно статье 2 этого Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В России для подтверждения места постоянного проживания физических лиц используются паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства. Если регистрация была осуществлена по другим документам, удостоверяющим личность, то можно использовать свидетельство о регистрации. В России связь с местом проживания формализуется через институт регистрации, который народ привык называть "пропиской". Согласно статье 3 Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах страны.
Согласно ст.11 НК РФ, физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Для получения преимуществ, предоставляемых при упрощенном прохождении границы с товарами, необходимо иметь статус физического лица. Кроме того, товары должны быть предназначены для личного использования. Однако, вопрос о том, что считать "личным использованием", не является компетенцией Правительства РФ, а определяется таможенным органом.
Таможенная служба определяет, является ли товар, который перемещается через границу, предназначенным для личного использования или нет. Они делают это на основании заявления физического лица, которое содержит информацию о характере товара, его количестве и частоте перемещения через границу.
Одним из важных аспектов применения правил перемещения товаров, установленных главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, является процедура определения цели перемещения товаров. В соответствии со статьей 3 Соглашения между правительствами России, Беларуси и Казахстана от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" и статьей 3 Постановления Правительства России от 17 июня 2010 года № 446, таможенный орган определяет, являются ли перемещаемые товары товарами для личного пользования, основываясь на системе управления рисками и учитывая заявление физического лица о перемещаемых товарах, характер и количество товаров, а также частоту пересечения физическим лицом границы и/или перемещения товаров через таможенную границу.
Если товары, которые заявлены как товары для личного пользования, фактически были ввезены для использования в коммерческих целях, то это считается незаконным перемещением товаров через границу. В случае, когда речь идет о товарах, приобретаемых для бизнеса, на них будут распространяться общие правила импорта товаров для предпринимательской деятельности.
Должностные лица таможенных органов в Российской Федерации имеют значительные полномочия, основанные на нормах Соглашения. Они могут самостоятельно определять предназначение товаров, ввозимых физическими лицами в течение определенного периода времени. При этом, предназначение товаров определяется в соответствии с международными нормами и практикой, а также учитываются характер, количество и частота перемещения товаров, а также все обстоятельства поездки физического лица. Если есть подозрения, что товары, пересекающие таможенную границу, предназначены для личного пользования или потребления физическим лицом и его семьей, то должностное лицо таможенного органа может принять дополнительные меры.
Товары, которые ввозятся или выводятся исключительно для личного потребления и не связаны с коммерческой деятельностью, не рассматриваются как товары для производства. Это означает, что если человек или его семья перемещают товары и используют их только для своих нужд, то эти товары не считаются коммерческими и не подлежат обложению налогами или пошлинами.
При прохождении таможенного контроля товаров, должностное лицо таможенного органа может установить их предназначение, исходя из нескольких факторов. Первый фактор - это потребительские свойства товаров и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонин Д. Н. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности : учебник /Д. Н. Афонин, А. В. Кулешов. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2021. — 152 с.
2. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
3. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
4. Джабиев А. П. Таможенные процедуры : учебник для вузов / А. П. Джабиев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 425 с. — (Высшее образование).
5. Лузина, Т. В. Организация делопроизводства в таможенных органах / Т. В. Лузина, С. С. Решетникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 273 с.
6. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова ; под ред. В. П. Карагодина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.
7. Крюкова, Н. И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
8. Малышенко Ю. В. Совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров : учебное пособие / Ю. В. Малышенко. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2022 — Часть 1 — 2022. — 244 с.
9. Новикова, С. А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.
10. Основы таможенного дела : учебник для вузов / А. П. Джабиев [и др.] ; под общ. ред. А. П. Джабиева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 392 с.
11. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 344 с.
12. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
13. Попова Л. И. Таможенные процедуры : учебник для вузов / Л. И. Попова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 162 с. — (Высшее образование).
14. Попова Л. И. Таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств : учебное пособие для вузов / Л. И. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 187 с. — (Высшее образование
15. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 450 с.
16. Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов : учебник для вузов / П. Н. Сафоненков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 251 с.
17. Сидоров, В. Н. Таможенное право. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Сидоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.
18. Староверова, К. О. Управление персоналом в таможенных органах : учебник и практикум для вузов / К. О. Староверова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 240 с.
19. Шашкина, А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров : практ. пособие / А. Н. Шашкина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 130 с.